|
Elar at YarSU >
Общеуниверситетские коллекции >
Электронная библиотека Научно-образовательного Центра антиковедения (STATIO ANTIQVITATIS) >
Выборка (ST.ANTIQ.) >
Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс:
http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/2315
|
Заглавие: | Potestas contionandi в публично-правовой системе Римской республики: созыв официальной народной сходки |
Другие заглавия: | Potestas contionandi in the Political System of the Roman Republic: Convocation of the Official Public Meeting |
Авторы: | Фролов, Роман Михайлович Frolov, Roman Mikhailovich |
Ключевые слова: | IVS ANTIQVVM. Древнее право (ж-л) древнее право ancient law римское право Roman law история Древнего Рима history of ancient Rome царский период в истории Рима (VIII-VI вв. до н.э.) Roman kingdom (8-6th centuries B.C.) ранняя Римская республика V — начала III вв. до н. э. (509-287 гг. до н.э.) Early Roman Republic of the 5th — early 3rd centuries B.C. (509-287 B.C.) классическая (средняя) республика в Риме (287-133 гг. до н.э.) Middle Republic (Classical Republic) in Rome (287-133 B.C.) поздняя Римская республика (133-30 г. до н.э.) Late Roman Republic (133-30 B.C.) политическое устройство древних обществ political structure of ancient societies политическое устройство Древнего Рима political structure of ancient Rome полнотекстовая версия full-text version народные сходки конции contiones public meetings ius contionandi potestas contionandi potestas potestas habendae contionis potestas contionem advocare ius contionem habendi ius contionis ius cum populo agere ius edicendi contionem discedere contionem submovere contionem dimittere contionem avocare |
Дата публикации: | 2011 |
Издатель: | Спарк |
Библиографическое описание: | Фролов Р.М. 2011: Potestas contionandi в публично-правовой системе Римской республики: созыв официальной народной сходки // IVS ANTIQVVM. Древнее право. 24, 40-56. |
Краткий обзор (реферат): | В статье рассматривается право должностных лиц на созыв официальной contio в городе Риме. Уделяется внимание анализу ius contionandi. Аргументируется мысль о том, что оно означало право частного лица на беспрепятственный созыв несанкционированных магистратом contiones. В то время как potestas contionandi являлась прерогативой должностного лица созывать официальную гражданскую сходку и председательствовать в ней. Potestas contionandi обладали все магистраты (в том числе, младшие), а также плебейские трибуны, магистраты-суффекты, магистраты-десигнаты и (на определенном этапе) некоторые жрецы. Промагистраты не могли проводить сходки в городе Риме.
С целью лучшего понимания специфики изучаемого права рассматривается процедура завершения contio и делается вывод о том, что сходка могла быть отозвана одним магистратом у другого, преобразована в комиции, либо оставлена (распущена) председателем по ее завершении. Сама contio не могла быть разогнана председателем или иными должностными лицами, кроме как в ситуации нарушения на ней правопорядка, когда обсуждение более не могло проводиться.
Аргументируется мысль о том, что potestas contionandi реализовывалась в полном соответствии с иерархией должностей, т.е. при учете принципов potestas minor, potestas maior, summa potestas, par potestas. Отмечаются особые прерогативы плебейских трибунов и высших экстраординарных магистратов при проведении ими contiones. В спорных случаях, в эпизодах с участием плебейских трибунов, а также в случае участия нескольких младших магистратов, мог приобретать значение приоритет первого созвавшего собрание. Все виды конций, кроме предкомициальной (по крайней мере, заключительной), могли проводиться одновременно многими магистратами, поскольку сама сходка не считалась собранием всего народа.
The article considers the right of the public officials to convene official contio in the city of Rome. It is argued that the ius contionandi was the right of private individual to convoke contiones without authorization by a magistrate and without obstruction. While the potestas contionandi was a prerogative of the public official to convoke the official public meeting and preside over it. All magistrates (including minor), as well as plebeian tribunes, magistratus suffecti, magistratus designati and some priests had the potestas contionandi. Promagistrates could not held public meetings in Rome.
In order to better understand the specificity of the right in question the procedure of the contio completion is considered. It is concluded that the contio could be recalled by one magistrate from another, reorganized into comitia, or left (dismissed) by the presiding magistrate. The contio itself usually could not be dispersed by the presiding or any other public official, but only in case of violations of law and order, when discussion could not be continued.
It is argued that the potestas contionandi was executed entirely accordant to a hierarchy of the offices, i.e. in concordance with principles of potestas minor, potestas maior, summa potestas, par potestas. Special prerogatives of the plebeian tribunes and higher extraordinary magistrates in the field of contiones conducting are noted. In questionable situations, in episodes with participation of the plebeian tribunes or simultaneous participation of several minor magistrates, the priority of the first who convoked a meeting might gain an importance. All types of contiones (except pre-comitial ones, at least final pre-comitial) could be conducted simultaneously by many magistrates, for the contio was not considered as an assembly of the “whole people”. |
Описание: | Статья подготовлена при поддержке РФФИ, грант 10-06-00140-а, и в рамках Госконтракта № 16.
740.11.0104 на выполнение научно-исследовательских работ. ЦА |
URI: | http://elar.uniyar.ac.ru/jspui/handle/123456789/2315 |
Располагается в коллекциях: | Статьи, рецензии, персоналии в периодических, продолжающихся и др. изданиях (ST.ANTIQ.) Выборка (ST.ANTIQ.)
|
Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.
|